Выбросы парниковых газов

GRI 305‑1, 305‑2, 305‑4

На фоне роста перевозочной работы ОАО «РЖД» в 2023 году сократило суммарные выбросы парниковых газов до 36,9 млн т СО2.

Более половины массы суммарных выбросов приходится на косвенные энергетические выбросы. Их доля к 2023 году составила 71,5 %.

Данные о прямых и косвенных выбросах парниковых газов консолидированы на производственном уровне. Границы установлены на основе финансового и операционного контроля с учетом территориального принципа.

GRI 305‑5

В 2023 году объем снижения выбросов парниковых газов за счет реализации мероприятий Экологической и Энергетической стратегий Компании составил 485 085 т СО2, из них:

  • прямые — 237 053 т;
  • косвенные — 248 032 т.

Параметр углеродоемкости деятельности ОАО «РЖД» — удельный показатель суммарных прямых и косвенных энергетических выбросов парниковых газов в расчете на единицу произведенной работы (ткм брутто). Этот показатель наиболее точно отражает усилия Компании в направлении низкоуглеродного развития, так как не зависит от объема оказанных услуг.

Прямые и косвенные энергетические выбросы, млн т СО2 за 2019–2023 годы В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 мая 2022 года № 371 и постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 года № 707 расчет объемов выбросов парниковых газов осуществляется только по СО2.
Удельные выбросы парниковых газов в пересчете на объем перевозочной работы, кг CO2‑экв. / 10 тыс. ткм брутто за 2019–2023 годы

В 2023 году углеродоемкость деятельности ОАО «РЖД» достигла значения 77,03 кг CO2‑экв. / 10 тыс. ткм брутто. Во многом этому способствует высокая степень электрификации инфраструктуры ОАО «РЖД» — более 51 % от общей эксплуатационной длины железных дорог составляют электрифицированные линии.

Компания реализует комплекс мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД». Наиболее значимый вклад дают два направления деятельности:

  • повышение энергетической эффективности перевозочного процесса;
  • повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике.

Эти направления включают в себя около 130 мероприятий, направленных на улучшение управления движением поездов, технического состояния путевого хозяйства, повышение энергоэффективности объектов теплогенерации и т. д.

Также свой вклад внесли мероприятия по повышению энергетической эффективности и улучшению показателей использования локомотивов, технологических процессов и объектов инфраструктуры, повышение уровня возврата энергии рекуперации на электрической тяге. Электрификация железнодорожной инфраструктуры позволила уменьшить объем работы на дизельной тяге на ряде железных дорог.

До 2030 года предусматривается электрификация направлений Ртищево I — Кочетовка I Юго‑Восточной железной дороги эксплуатационной длиной 262 км и Волочаевка II — Комсомольск‑Сортировочный — Ванино Дальневосточной железной дороги эксплуатационной длиной 820 км.

Важную роль в снижении выбросов парниковых газов играет переход на новые типы подвижного состава. Для сокращения выбросов ОАО «РЖД» приобретает современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками.

Одновременно с оснащением парка тяги новыми моделями локомотивов Компания реализует проекты по созданию экологичного тягового подвижного состава. Реализация проектов по внедрению подвижного состава с использованием газа и водородного топлива планируется в период с 2027 по 2028 год.

В Компании ведется активная работа по подготовке к реализации климатических проектов. В 2023 году было продолжено сотрудничество между ОАО «РЖД» и МГТУ им. Н. Э. Баумана в рамках соглашения о создании консорциума Bauman GoGreen.