Энергоэффективность

ОАО «РЖД» сохраняет лидирующие позиции по энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний.
Энергоэффективность
GRI 3‑3, 302‑3

Для достижения целевых параметров Экологической стратегии по снижению углеродоемкости Компания реализует мероприятия, предусмотренные Энергетической стратегией ОАО «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, ежегодной Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», отраслевыми инвестиционными программами филиалов ОАО «РЖД», а также Программой организационно‑технических мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов ОАО «РЖД» на 2020–2025 годы Распоряжение ОАО «РЖД» от 27 ноября 2019 года № 2651/р. .

Основные направления деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:

  • повышение энергетической эффективности перевозочного процесса;
  • развитие электросетевого комплекса — снижение потерь электроэнергии и повышение эффективности;
  • повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды.

Инструментами при реализации энергосберегающих мероприятий являются инвестиционные программы обновления основных фондов Компании и инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте».

В 2023 году в Компании реализованы все обязательные энергосберегающие мероприятия как на тягу поездов, так и на стационарные нужды, что позволило выполнить целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенные Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года № 466‑р. . Повышение энергоэффективности производственной деятельности ОАО «РЖД» к уровню 2022 года составило 0,6 %.

Общий объем экономии ТЭР от выполнения мероприятий Программы энергосбережения в 2023 году составил 5 872,4 ТДж на сумму 6,463 млрд руб.

Реализация энергосберегающих мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности перевозочного процесса, позволила получить экономию 5,3 млрд руб., в том числе 548,3 млн кВт ∙ ч электрической энергии и 50,8 тыс. т дизельного топлива. Наибольшее значение экономии достигнуто в результате улучшения показателей использования локомотивного парка (62,8 %), а также совершенствования технологии управления движением поездов (28,8 %).

Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности систем тягового электроснабжения обеспечила экономию 16,9 млн кВт ∙ ч электроэнергии на сумму 70,6 млн руб., на объектах стационарной энергетики экономия составила 1,2 млрд руб., в том числе:

  • экономия ТЭР от мероприятий на объектах теплогенерации и систем теплоснабжения — 466,9 млн руб.;
  • экономия ТЭР от мероприятий в рамках технологических процессов и объектов инфраструктуры — 208,6 млн руб.;
  • экономический эффект от внедрения светодиодной техники, применения энергоэкономичных светильников, оптимизации режимов работы систем освещения — 189,3 млн руб.

Декомпозиция целевых показателей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», корректировка программ подразделений, а также ежеквартальный мониторинг эффективности технических средств и технологий проводились в автоматизированной информационной системе (АИС) «Энергоэффективность», которую использовали работники 2 187 структурных подразделений 43 филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах 77 субъектов Российской Федерации.

В 2023 году в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» внедрено 410 ед. технических средств на сумму 0,8 млрд руб., в том числе:

  • 270 ед. ресурсосберегающих бортовых систем для локомотивов (81 устройство защиты от боксования, 189 систем информирования машиниста);
  • завершены работы по повышению энергетической эффективности систем освещения парка ст. Гуково с применением интернета вещей;
  • поставлено оборудование для систем освещения парков ст. Оренбург, Челябинск, депо Анисовка, путевой машинной ст. № 113 Лоста;
  • запущена мобильная теплофикационная установка, использующая твердое топливо из старогодных деревянных шпал, непригодных для повторной укладки в путь, на ст. Канаш;
  • введены в эксплуатацию две газовые котельные на ст. Сухиничи‑Главные, ст. Брянск‑Льговский;
  • осуществлена поставка парогенераторов для обеспечения технологических нужд котельной на ст. Московка;
  • приобретено 136 ед. эталонного оборудования по видам измерений для центров метрологии железных дорог.

В соответствии с принятым на государственном уровне ориентиром на использование низкоуглеродных и безуглеродных энергоресурсов в Энергетической стратегии акцентировано направление низкоуглеродного развития Компании. Основные мероприятия этого направления:

  • электрификация наиболее загруженных участков железных дорог, где до настоящего времени применяется дизельная тяга;
  • модернизация объектов теплоэнергетики с переходом на использование природного газа и электрической энергии взамен топочного мазута и угля, а также использование возобновляемых источников для производства тепловой и электрической энергии;
  • развитие альтернативных видов тяги (газомоторной, электрической, с использованием накопителей энергии и водорода).

Реализация мероприятий устойчивого низкоуглеродного развития Компании начата и находится на различных стадиях выполнения.

Экономический эффект, полученный в 2023 году от использования ресурсосберегающих технических средств, внедренных в 2022 году, составил 203,2 млн руб. (112,7 % от планируемых объемов).

Показатель потребления возобновляемой и низкоуглеродной энергии за 2023 год равен 18,6 млрд кВт ∙ ч, что составляет 39,5 % от совокупного объема поставляемой для нужд ОАО «РЖД» электрической энергии за год.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» ведет инновационные разработки по внедрению сжиженного природного газа как альтернативного энергоносителя для тяги поездов.
Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД»
Целевой показатель Ед. измерения Значения целевых показателей
2022 год 2023 год
План Факт План Факт
Энергоемкость производственной деятельности кДж / прив. ткм нетто 85,7 85,7 85,1 85,1
Снижение энергоемкости производственной деятельности кДж / прив. ткм нетто –0,5 –0,5 –0,6 –0,6
% –0,6 –0,6 –0,6 –0,6
Энергоэффективность производственной деятельности 10 тыс. прив. ткм нетто / кДж 116,7 116,7 117,5 117,5
Повышение энергоэффективности производственной деятельности (ΔЭ) 10 тыс. прив. ткм нетто / кДж 0,7 0,7 0,8 0,8