Шум и вибрация
В условиях плотной городской застройки возрастает значимость физических факторов загрязнения окружающей среды, прежде всего шума. Одним из источников акустического дискомфорта в населенных пунктах является транспорт, поэтому ОАО «РЖД» уделяет пристальное внимание снижению физических факторов негативного воздействия и реализует комплекс мер по снижению акустического воздействия и вибрации.
Снижение шума и вибрации играет важную роль в реализации Экологической стратегии Компании.
В 2023 году Компания провела следующие технические мероприятия по снижению шумового воздействия от объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта:
- укладка бесстыкового пути (4,3 тыс. км);
- шлифовка рельсов (29,6 тыс. км прохода);
- шлифовка стрелочных переводов (1,2 тыс. шт.);
- сварка рельсовых стыков алюминотермитным способом (38,3 тыс. шт.);
- применение прокладок повышенной упругости (18,4 млн шт.);
- высадка деревьев (7,4 тыс. шт.) и кустарников (10,7 тыс. шт.);
- установка шумозащитных экранов (свыше 19,2 км).
Для проведения оценки влияния и распространения звука на территории городских агломераций вблизи объектов железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» в 2023 году продолжило масштабную работу по построению карт шума для наиболее критичных участков. Разработаны 26 карт шума, результаты анализа которых будут применены при взаимодействии с органами местного самоуправления по вопросам достижения нормативов допустимого уровня звука в жилых районах и реализации шумозащитных мероприятий.
Компания проводит систематическую работу с обращениями граждан и реализует комплексы мероприятий по снижению уровня акустического дискомфорта в городах, в том числе проверку и настройку режимов работы систем громкоговорящего оповещения, внедряет технологии по применению устройств двухсторонней парковой связи на основе радиосвязи.
В рамках реализации плана научно‑технического развития ОАО «РЖД» в 2023 году выполнен первый этап дорожной карты комплексных исследований шумового загрязнения при эксплуатации железнодорожного состава. Были проведены мероприятия по снижению уровня шума и составлен классификатор источников шума по видам подвижного состава. На его основе в 2024 году будут разработаны программы и методики измерений уровня шума для последующих мер по его снижению.