Шум и вибрация

В условиях плотной городской застройки возрастает значимость физических факторов загрязнения окружающей среды, прежде всего шума. Одним из источников акустического дискомфорта в населенных пунктах является транспорт, поэтому ОАО «РЖД» уделяет пристальное внимание снижению физических факторов негативного воздействия и реализует комплекс мер по снижению акустического воздействия и вибрации.

Снижение шума и вибрации играет важную роль в реализации Экологической стратегии Компании.

В 2023 году Компания провела следующие технические мероприятия по снижению шумового воздействия от объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта:

  • укладка бесстыкового пути (4,3 тыс. км);
  • шлифовка рельсов (29,6 тыс. км прохода);
  • шлифовка стрелочных переводов (1,2 тыс. шт.);
  • сварка рельсовых стыков алюминотермитным способом (38,3 тыс. шт.);
  • применение прокладок повышенной упругости (18,4 млн шт.);
  • высадка деревьев (7,4 тыс. шт.) и кустарников (10,7 тыс. шт.);
  • установка шумозащитных экранов (свыше 19,2 км).

Для проведения оценки влияния и распространения звука на территории городских агломераций вблизи объектов железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» в 2023 году продолжило масштабную работу по построению карт шума для наиболее критичных участков. Разработаны 26 карт шума, результаты анализа которых будут применены при взаимодействии с органами местного самоуправления по вопросам достижения нормативов допустимого уровня звука в жилых районах и реализации шумозащитных мероприятий.

Компания проводит систематическую работу с обращениями граждан и реализует комплексы мероприятий по снижению уровня акустического дискомфорта в городах, в том числе проверку и настройку режимов работы систем громкоговорящего оповещения, внедряет технологии по применению устройств двухсторонней парковой связи на основе радиосвязи.

В рамках реализации плана научно‑технического развития ОАО «РЖД» в 2023 году выполнен первый этап дорожной карты комплексных исследований шумового загрязнения при эксплуатации железнодорожного состава. Были проведены мероприятия по снижению уровня шума и составлен классификатор источников шума по видам подвижного состава. На его основе в 2024 году будут разработаны программы и методики измерений уровня шума для последующих мер по его снижению.

Ежегодно ОАО «РЖД» проводит мероприятия, направленные на снижение шума и вибрации в источнике образования (взаимодействие «колесо — рельс») и на пути распространения до объекта защиты.

Строительство шумозащитных экранов, км