Перспективы снижения выбросов парниковых газов

Развитие железнодорожного транспорта и перевозок рассматривается национальными документами стратегического планирования как необходимая предпосылка для устойчивого социальноэкономического развития страны, а также как важное звено декарбонизации транспортной системы России в целом.

В связи с реализацией нового национального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры» и Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» к 2035 году прогнозируется рост тарифного грузооборота, что предполагает увеличение расхода ТЭР и выбросов парниковых газов за счет роста перевозочной работы. Дополнительным фактором увеличения выбросов парниковых газов может стать переключение грузопотоков с более высокоуглеродных видов транспорта на железнодорожный.

Вместе с тем в предстоящем периоде Компания будет развивать использование низкоуглеродных источников энергии и продолжит работу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, что позволит снизить удельные выбросы парниковых газов.

Энергетической стратегией холдинга «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года запланированы следующие мероприятия:
  • в области тяговой энергетики:
    • масштабная электрификация участков железных дорог,
    • переход на природный газ для автономных локомотивов,
    • создание опытных пассажирских поездов на водородных топливных элементах;
  • в области нетяговой энергетики:
    • закрытие мазутных и угольных котельных с переводом на более экологичные источники энергии,
    • расширение использования возобновляемых источников энергии.

Реализация проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности позволит Компании снизить показатели удельных расходов электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов, удельного расхода ТЭР на отпуск тепловой энергии в котельных, износ объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также потери в тепловых сетях. Продолжение работ по электрификации основных направлений грузового и пассажирского движения будет способствовать дальнейшему увеличению доли электрической энергии и энергоресурсов с низким углеродным следом в топливно‑энергетическом балансе ОАО «РЖД».