Промышленная и пожарная безопасность
В целях обеспечения промышленной и пожарной безопасности в Компании:
- установлен приоритет безопасности над другими факторами производственной деятельности;
- поддерживается квалификация работников, а также их умения, навыки и компетенции в области производственной безопасности;
- обеспечивается осознанное понимание каждым работником его индивидуальной ответственности за соблюдение требований производственной безопасности;
- осуществляется управление рисками в области обеспечения производственной безопасности.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов
Система управления промышленной безопасности ОАО «РЖД» определяет основные функции и ответственность по обеспечению промышленной безопасности по всем уровням управления. Структура производственного контроля охватывает все уровни управления и обеспечивает контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Компании.
В 2023 году актуализирован стандарт «Система управления промышленной безопасностью в ОАО «РЖД».
В ОАО «РЖД» эксплуатируется 5 618 опасных производственных объектов, в том числе 571 объект III класса опасности и 5 047 — IV класса опасности. В 2023 году аварий на опасных производственных объектах Компании не зарегистрировано.
Пожарная безопасность
В ОАО «РЖД» сформирована система управления пожарной безопасностью, соответствующая целевому состоянию Компании. Единые подходы к обеспечению пожарной безопасности у различных хозяйствующих субъектов обеспечиваются функционированием пожарно‑технических комиссий центрального и регионального уровней. Пожарно‑профилактическая работа на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД», а также тушение пожаров в зоне движения поездов обеспечиваются подразделениями ФГП ВО ЖДТ России.
В 2023 году в рамках взаимодействия с МЧС России была организована разработка «Соглашения между МЧС России и ОАО «РЖД» об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности в области пожарной безопасности».
Пожарные поезда
Пожарные поезда отнесены к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и привлекаются по запросу МЧС России для тушения пожаров на всей территории Российской Федерации. Пожарный поезд предназначен для тушения пожаров и участия в обеспечении пожарной безопасности в местах проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на объектах структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», на всех видах железнодорожного подвижного состава, а также в полосе отвода железных дорог в пределах их тактикотехнических возможностей. Всего на боевом дежурстве круглосуточно находятся 310 пожарных поездов. Обновление подвижного состава пожарных поездов осуществляется в рамках проекта «Пожарная безопасность».
В 2023 году было приобретено 20 вагонно‑насосных станций на базе вагона МТСО2, которые соответствуют современным требованиям содержания пожарных поездов.
В течение 2023 года пожарные поезда 84 раза выезжали для тушения пожаров на стационарных объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта, 143 раза для тушения пожаров в полосе отвода железных дорог, 95 раз для участия в ликвидации ЧС на стационарных объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта и 279 раз по запросу территориальных пожарно‑спасательных подразделений МЧС России для оказания помощи в тушении пожаров на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, и природных пожаров.
Для автоматизации процессов обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах и пожарной безопасности на объектах защиты функционируют модули «Промышленная безопасность» и «Пожарная безопасность» в Едином комплексе по управлению деятельностью компании в области защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности (ЕК АСУ ОПБ).
Внедрение современных методов реагирования на чрезвычайные ситуации
ОАО «РЖД» является участником единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и активно применяет современные и перспективные технологии реагирования на все виды угроз природного и техногенного характера. К ним относятся:
- действующая и легко адаптируемая в зависимости от угроз система управления на всех уровнях (федеральном, региональном и объектовом), которая объединяет органы управления, пункты управления, системы коммуникаций и связи и обеспечивает успешное функционирование вертикально интегрированной и территориально распределенной сети органов управления;
- оснащение аварийно‑восстановительных формирований современными средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций (крановая техника грузоподъемностью 150 т и более, бульдозерная техника тяжелого типа с тяговой лебедкой 50 тс, гидравлическое оборудование из легких металлов);
- применение беспилотных летательных аппаратов с мобильными комплексами видео‑конференц‑связи как наиболее мобильных средств разведки и передачи информации при чрезвычайных ситуациях;
- интеграция информационных систем ОАО «РЖД с Автоматизированной информационно‑управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС).