Инновационное развитие и цифровая трансформация
Инновационное и научно‑технологическое развитие холдинга «РЖД» осуществляется в соответствии с приоритетами, определенными Стратегией научно‑технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года («Белая книга»)Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 года № 769/р. с учетом стратегических целей развития страны и трендов глобального технико‑технологического развития.
Инновационная деятельность
Главным инструментом реализации стратегических приоритетов Компании за счет внедрения инноваций является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 годаУтверждена советом директоров ОАО «РЖД» 26 февраля 2020 года.. (КПИР). В ней предусмотрена реализация 11 групп ключевых проектов, содержатся предложения по развитию организационной структуры управления инновационной деятельностью и заложены механизмы партнерства, основанные на принципе открытых инноваций.
В целях развития культуры инноваций в 2023 году впервые проведен конкурс «Лидер инноваций ОАО «РЖД», по результатам которого трем филиалам, работники которых были определены победителями, вручены сертификаты на выделение средств из Программы поддержки инноваций ОАО «РЖД» (по 3 млн руб.) на реализацию в 2024 году предложенных в рамках конкурса проектов.
Ключевые проекты по инновационному развитию в 2023 году
В рамках реализации КПИР в 2023 году реализовывались следующие инновационные проекты:
- внедрение инновационного подвижного состава для пассажирских перевозок (современных двухвагонных сцепов);
- разработка маневровых контактно‑аккумуляторных электровозов ЭМКА2 и локомотивов, работающих на альтернативных видах топлива;
- развитие Центрального железнодорожного узла в части перевозок пассажиров по Московским центральным диаметрам;
- внедрение услуги единого билета прямой и смешанной перевозки и интеграция информационных систем ОАО «РЖД» с государственными системами для продажи билетов;
- внедрение интеллектуальных и автоматизированных систем работы с клиентами в сфере грузовых перевозок («Автоагент», «Электронный претензионист», «РЖД Маркет», «ЦМ‑Экспедитор»);
- внедрение технологии интервального регулирования движения поездов «виртуальная сцепка», технологии вождения грузовых поездов «в одно лицо», дистанционного управления локомотивом, высокопроизводительного специального подвижного состава для ремонта и обслуживания инфраструктуры, инновационной техники для проведения погрузочно‑разгрузочных работ, инновационных технологий на грузовых терминалах, новых маршрутов отправления контейнерных поездов с грузовых терминалов ОАО «РЖД», постов акустического контроля;
- проведение научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ по разработке опытных образцов устройства контроля схода подвижного состава нового поколения;
- применение инновационных решений для сокращения воздействия на окружающую среду и экономии топливно‑энергетических ресурсов (в том числе цифровой энергосберегающей системы отопления, керамических отопительных панелей, системы гарантированного запуска двигателя, компактных светодиодных светильников с двумя режимами работы).
Прорывные научно‑технологические разработки в 2023 году
- Продолжены разработка и испытания оборудования и систем технического зрения для внедрения электропоездов с высшим уровнем автоматизации УА4 на МЦК.
- В рамках плана научно‑технического развития ОАО «РЖД» проведены расчеты и моделирование, подготовлена эксплуатационная модель, разработана конструкторская документация на создание модификации магистрального тепловоза 2ТЭ116У для работы по газодизельному циклу.
- В области грузового вагоностроения в 2023 году инициирована работа по созданию восьмиосных вагонов нового поколения, состоящих из двух секций кузовов на жесткой сцепке.
- В целях реализации задачи увеличения скорости мультимодальных транзитных и внутрироссийских грузовых перевозок проводилась работа по организации грузовых перевозок со скоростями до 140 км/ч.
- Ведется разработка конструкции и технологий содержания железнодорожного пути, обеспечивающих наработку 2,5 млрд т брутто пропущенного тоннажа.
Подробнее об инновационных разработках Компании читайте в Годовом отчете ОАО «РЖД» за 2023 год, раздел «Инновационное развитие и цифровая трансформация»
Цифровая трансформация
Российские железные дороги находятся на этапе активной цифровой трансформации. Цифровизация позволяет более эффективно использовать рабочее время работников, экономить материальные ресурсы, повышать оперативность и качество принятия управленческих решений.
Внедрение цифровых технологий в производственные процессы
- Технологии искусственного интеллекта (ИИ), распределенного реестра, интернета вещей, цифрового двойника дают точность и достоверность данных, позволяют делать качественную предиктивную аналитику, осуществлять ремонт по фактическому состоянию, создавать доверенную среду во взаимоотношениях с клиентами и партнерами. Повышенное внимание уделяется развитию технологий обработки больших данных, а также квантовых коммуникаций, которые защищают данные в процессе их передачи.
- Работа в области управления, передачи и защиты данных вносит вклад в развитие экономики данных в стране. Разработана и внедрена в деятельность Компании Корпоративная система управления данными (КСУД), которая позволяет не только собирать данные, необходимые для статистического, бухгалтерского и управленческого учета, но и работать с ними посредством сервисов предиктивной и продвинутой аналитики, принимать эффективные управленческие решения.
- С внедрением новых технологий работа становится более безопасной за счет обучения с применением VR/AR‑технологий, что позволяет снизить риски производственных травм, полученных в опасных зонах, а также менее рутинной благодаря применению программных роботов и технологий ИИ.
Импортозамещение в информационных технологиях
Реализованы мероприятия плана перехода ОАО «РЖД» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения (ПО) в объеме, установленном на 2023 год:
- на конец 2023 года в Едином реестре российских программ и баз данных зарегистрированы 173 автоматизированные системы, права на которые принадлежат ОАО «РЖД»;
- доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ (услуг) в общем объеме расходов на закупку ПО при целевом показателе 78,0 % составила 81,67 %;
- 741 работник Главного вычислительного центра обучен эксплуатации импортозамещенного ПО.
По состоянию на 1 января 2024 года на отечественное ПО переведено:
- более 144,0 тыс. пользователей систем электронного документооборота (в 2023 году переведено 23,9 тыс. пользователей);
- 133,7 тыс. пользователей ERP‑систем (из них в 2023 году переведено 54,6 тыс. пользователей);
- более 31,0 тыс. пользователей систем бизнес‑анализа и управления основными данными (из них в 2023 году переведено более 8,7 тыс. пользователей);
- более 29,2 тыс. пользователей ЕАМ‑систем и свыше 6,7 тыс. ед. путевой техники (из них в 2023 году переведено 8,1 тыс. пользователей и 1,8 тыс. ед. путевой техники соответственно).
Подробнее о проектах в области цифровой трансформации читайте в Годовом отчете ОАО «РЖД» за 2023 год, раздел «Инновационное развитие и цифровая трансформация»
Квантовые коммуникации
В рамках направления развития квантовой инфраструктуры в 2023 году созданы новые участки сети, при этом общая протяженность сети составила 3 295 км.
Реализуются 25 научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ, которые направлены на создание отечественных оборудования и компонентной базы, разработку перспективных технологий.
Также ведется непрерывная работа по развитию экосистемы, включая совершенствование нормативного регулирования, стандартизацию, развитие кадрового потенциала, информационное продвижение. В настоящее время реестр экосистемы уже включает более 140 организаций.
В 2023 году утверждена Концепция регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации до 2030 года. Также утверждены приказами Росстандарта шесть предварительных национальных стандартов, рекомендации по стандартизации и изменения к ОКВЭД и к ОКПД в части квантовых коммуникаций.
Риски в сфере информационной безопасности
Немаловажное значение имеют риски, связанные с информационной безопасностью. Нарушение таких свойств безопасности информации, как конфиденциальность, целостность, доступность, достоверность и другие, может привести, в частности, к следующим последствиям:
- нарушение функционирования корпоративных систем, влияющих на производственную деятельность, значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
- разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну и другие виды тайн;
- нарушение целостности финансовой документации;
- несанкционированный доступ к персональным данным работников и клиентов;
- прямые и косвенные финансовые потери.
В качестве основных факторов рисков, связанных с информационной безопасностью в информационной инфраструктуре ОАО «РЖД», рассматриваются не только действия третьих лиц, направленные на несанкционированный доступ к информации ОАО «РЖД» и его контрагентов, в том числе целенаправленные хакерские и вирусные атаки, но и внутренние факторы, связанные с действиями работников и инструментарием по анализу и корреляции событий информационной безопасности.
Основные мероприятия по обеспечению информационной безопасности ОАО «РЖД»:
- классификация, категорирование систем ОАО «РЖД», моделирование угроз безопасности информации, формирование требований по защите информации;
- взвешенный подход к организации элементов информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» с учетом необходимости обеспечения безопасности информации;
- проектирование и внедрение в информационную инфраструктуру ОАО «РЖД» централизованных средств защиты информации и частных подсистем защиты информации, аттестация систем по требованиям защиты информации;
- организация работ по анализу и контролю защищенности информационной инфраструктуры;
- организация подготовки персонала ОАО «РЖД» по вопросам защиты информации;
- поддержание информационной безопасности систем ОАО «РЖД» в процессе эксплуатации, мониторинг и реагирование на инциденты информационной безопасности;
- проведение служебных расследований по фактам компьютерных инцидентов информационной безопасности и разглашения конфиденциальной информации ОАО «РЖД»;
- совершенствование нормативной и методической базы ОАО «РЖД» в области информационной безопасности.