Цель Экологической стратегии до 2030 года и на перспективу до 2035 года — минимизация влияния производственной деятельности ОАО «РЖД» на окружающую среду, рациональное природопользование и повышение уровня экологической безопасности.
Целевые показатели Экологической стратегии За базовый принят 2019 год, предшествующий пандемии COVID-19 и репрезентативный по основным показателям экономической и природоохранной деятельности. Изменение целевых показателей рассчитано к уровню 2019 года.
GRI 2‑23
Экологическая стратегия предусматривает выполнение целевых показателей по консервативному и инновационному сценариям развития природоохранной деятельности. В консервативном сценарии предполагается, что в период до 2035 года объем перевозок Компании будет расти сравнительно невысокими среднегодовыми темпами (+0,8 %), инновационный сценарий предполагает рост перевозок более высокими темпами (+2 %).
Основные природоохранные мероприятия 2023 года
Разработана и утверждена методика ОАО «РЖД» по расчету выбросов парниковых газов Распоряжение ОАО «РЖД» от 24 марта 2023 года № 726/р «Об утверждении Комплексной методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов ОАО «РЖД». .
Проведена инвентаризация источников выбросов парниковых газов ОАО «РЖД».
Сдан отчет по выбросам парниковых газов от ОАО «РЖД».
Пройдена верификация отчета «Прямые выбросы парниковых газов от деятельности предприятий ОАО «РЖД» в границах Дальневосточной железной дороги на территории Сахалинской области в 2022 году».
Приобретено 611 ед. современного тягового подвижного состава с улучшенными экологическими характеристиками.
Выполнены работы по ликвидации девяти объектов накопленного экологического вреда в полном объеме.
На специализированном полигоне в городе Шиханы Саратовской области впервые в стране ликвидировано 2 613 конденсаторов с трихлордифенилом (135 т).
Запущены два комплекса по переработке отработанных резинотехнических изделий (на ст. Решетниково и ст. Смоленск).
На альтернативные источники теплоснабжения переведено 40 котельных, из них с угля на электроотопление — 33, с мазута на газ — шесть, с дизельного топлива на электроэнергию — одна.
Развивается сеть фандоматов (216 шт. на 158 железнодорожных вокзальных комплексах), принято и передано в целях дальнейшей утилизации 1,5 млн шт. пластиковой и алюминиевой тары.
Совместно с АО «НИИАС» начата разработка Концепции обращения с отходами производства и потребления в ОАО «РЖД» с учетом принципов экономики замкнутого цикла.
Утверждены требования к контейнерным площадкам для временного накопления твердых коммунальных отходов и вторичных ресурсов.
Реализованный проект по техническому перевооружению очистных сооружений локомотивного депо на ст. Екатеринбург-Сортировочный принес победу на Всероссийском конкурсе региональных природо-охранных практик «Надежный партнер — Экология». Он признан лучшим проектом в области снижения техногенного воздействия предприятий промышленности и ЖКХ на водные объекты в 2023 году. Смонтированная в декабре 2022 года и запущенная в эксплуатацию в начале 2023 года современная модульная установка позволяет в автоматическом режиме выполнять эффективную многоступенчатую очистку и фильтрацию промышленных сточных вод, поступающих в городские канализационные сети. Оборудование дополнило успешно функционирующую комплексную систему очистки ливневых и сточных вод на ст. Екатеринбург-Сортировочный.
Эдуард Рябухин начальник Центра охраны окружающей среды Свердловской железной дороги ОАО «РЖД»