Обращение с отходами

GRI 3‑3, 306‑2

ОАО «РЖД» рассматривает формирование эффективной системы обращения с отходами в качестве одного из наиболее важных условий перехода на принципы экономики замкнутого цикла. В долгосрочном периоде Компания стремится к максимальному сокращению объема отходов, подлежащих захоронению, за счет увеличения уровня их переработки.

Отходы производства и потребления

GRI 306‑3, 306‑4, 306‑5

В 2023 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,44 млн т отходов производства и потребления, из которых утилизировано и обезврежено в структурных подразделениях Компании 0,075 млн т. С учетом поступления в 2023 году отходов из других хозяйствующих субъектов сторонним организациям передано 1,55 млн т отходов, в том числе:

  • с целью последующей утилизации — 1,18 млн т;
  • для обезвреживания — 0,19 млн т;
  • для размещения — 0,18 млн т.

В 2023 году доля отходов производства и потребления, размещаемых на объектах размещения для захоронения, составила 11,7 %, что на 2 п. п. ниже уровня 2022 года (13,7 %).

В подразделениях холдинга «РЖД» при осуществлении технологических процессов образуются отходы производства и потребления, относящиеся к различным классам опасности.

Структура образования отходов по классам опасности в отчетном году

В 2023 году в ОАО «РЖД» образовалось 1 437 тыс. т отходов производства и потребления:

  • I класса опасности — 124,42 т;
  • II класса опасности — 126,98 т;
  • III класса опасности — 134,56 тыс. т;
  • IV класс опасности — 189,21 тыс. т;
  • V класса опасности — 1 113,41 тыс. т.

В 2023 году внесены изменения в действующие договоры и заключены новые договоры строительного подряда с учетом требований экологической безопасности и прослеживаемости цикла обращения с отходами.

Более 85 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы утилизируются и обезвреживаются согласно лицензии ОАО «РЖД» на деятельность в области обращения с отходами I–IV классов опасностиОт 21 декабря 2021 года № Л020‑00113‑77/00114264..

Динамика объема образования отходов и доли отходов на объектах размещения отходов для захоронения Доля рассчитана исходя из сведений об объемах образованных (с учетом наличия на начало периода) и переданных на захоронение (в том числе твердые коммунальные отходы, переданные региональному оператору) в отчетном году отходах согласно форме федерального статистического наблюдения № 2‑ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

Обращение с отходами

Информация об утилизации отходов в 2023 году
Класс опасности отходов Утилизировано на собственных объектах, тыс. т Передано для утилизации, тыс. т
III 0,045 23,214
IV 0,856 7,071
V 67,222 1 148,989
Информация по обезвреживанию и захоронению отходов в 2023 году
Класс опасности отходов Обезврежено на собственных объектах, тыс. т Передано для обезвреживания, тыс. т Передача ТКО региональным операторам, тыс. т Передача отходов для захоронения (за исключением ТКО), тыс. т
I 0 0,132 0 0
II 0,008 0,045 0 0
III 6,123 В 2023 году на комплексе термического обезвреживания ст. Тагул на балансе Научно‑производственного центра по охране окружающей среды — филиала ОАО «РЖД» обезврежено 6,042 тыс. т промышленных отходов, выработано 5 179 Гкал тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение). 125,131 0 0,067
IV 0,154 61,292 107,602 18,768
V 0,055 0,388 37,129 18,583

ОАО «РЖД» последовательно реализует политику по развитию экологической культуры устойчивого обращения с отходами, основанную на принципах экономики замкнутого цикла. В 2023 году были проведены мероприятия по повышению вовлечения отходов во вторичный оборот.

  • На ст. Фаустово, ст. Янаул и ст. Подволошная внедрены и эксплуатируются комплексы по утилизации железобетонных шпал для последующего получения строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Всего в 2023 году утилизировано 35,155 тыс. железобетонных шпал.
  • Эксплуатируются три установки по утилизации резинотехнических изделий (ст. Укладочный, ст. Пермь‑Сортировочная, ст. Тулун). За 2023 год на установках переработано 711,1 т отходов, изготовлено 350,1 т крошки и 14 тыс. м2 резиновых напольных покрытий.
  • На комплексе термического обезвреживания отходов баланса Научно‑производственного центра по охране окружающей среды, расположенного на ст. Тагул, обезврежено 6,043 тыс. т промышленных и медицинских отходов.
  • В рамках эксплуатации в 2023 году теплофикационной установки на ст. Черняховск расход твердого топлива из старогодных деревянных шпал составил 28,1 тыс. шт. с выработкой тепловой энергии 4 242 Гкал и экономией природного газа 576,36 тыс. м3.

В ОАО «РЖД» эксплуатируются объекты в области обращения со специфичными для железнодорожной отрасли отходами (деревянными и железобетонными шпалами, отработанными резинотехническими изделиями, нефтесодержащими отходами), внедряется электронный документооборот, ртутьсодержащие лампы заменяются на экологичные энергоэффективные осветительные приборы и т. д.

С целью выполнения обязательств по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях в марте 2023 года впервые в стране на специализированном полигоне в городе Шиханы Саратовской области прошло обезвреживание отработанных конденсаторов (135 т, или 2 613 шт.) наиболее безопасным методом плазмотермического сжигания.

Примером внедрения принципов экономики замкнутого цикла является переработка резинотехнических изделий на трех технологических линиях (ст. Укладочный Западно‑Сибирской железной дороги, ст. Пермь‑Сортировочная Свердловской железной дороги, ст. Тулун Восточно‑Сибирской железной дороги).

Во всех структурах пассажирского блока холдинга «РЖД» внедряются типовые технологии по организации раздельного накопления отходов с вовлечением клининговых и аутсорсинговых компаний.

Также в отчетном году передано на утилизацию 2 463 т вторичных материальных ресурсов (отходов бумаги, картона, стекла, пластика и бытового алюминия), что на 272 т, или 12 %, больше по сравнению с 2022 годом (2 191 т).

В 2023 году на 158 железнодорожных вокзалах установлено 216 фандоматов по приему пластиковых бутылок и алюминиевых банок с наличием бонусной системы для пассажиров. В отчетном году 33 тыс. пассажиров передали около 1,5 млн шт. тары, или 45,6 т вторичных ресурсов, (80 % — отходы пластика, 20 % — отходы бытового алюминия). По сравнению с 2022 годом количество аппаратов увеличено в восемь раз (2022 год — 26 шт.).

Утверждены требования к контейнерным площадкам для временного накопления твердых коммунальных отходов и вторичных ресурсов Распоряжение ОАО «РЖД» от 26 декабря 2023 года № 3325/р. .

Раздельное накопление отходов в поездах «Сапсан»

В высокоскоростных поездах «Сапсан» осуществляются мероприятия по раздельному накоплению отходов бумаги (газеты, журналы) и пластика. В вагонах установлены специальные стационарные емкости для накопления вторичных материальных ресурсов, имеющие соответствующую маркировку. Отличительный дизайн также имеют и передвижные тележки для раздельного накопления отходов. В пути следования поездов «Сапсан» пассажирам предоставляется возможность распределить образовавшиеся отходы на две фракции.

За 2023 год в высокоскоростных поездах «Сапсан» обеспечены накопление и передача в целях утилизации 37,47 т отходов бумаги и пластика.

Дирекция скоростного сообщения проводит популяризацию ответственного отношения к окружающей среде, транслируя в поездах видеоролики, публикуя статьи в газетах и журналах, проводя работу в социальных сетях и при организации питания в поезде.

Алексей Белоногов
В Компании на постоянной основе проводятся мероприятия по совершенствованию процессов обращения с отходами и раздельному накоплению вторичных ресурсов. Для формирования устойчивой экологической культуры у пассажиров запущен проект развития сети фандоматов по приему пластиковых бутылок и алюминиевых банок с наличием бонусной системы. Результатами проекта стали появление нового сервиса для пассажиров вокзалов, увеличение сбора вторичных ресурсов, подлежащих дальнейшей переработке, и сокращение объема передаваемых на полигоны отходов.
Сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый из нас осознает эту необходимость, будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Окружающая среда — это мы с вами!
Алексей Белоногов главный инженер Дирекции железнодорожных вокзалов