Риски, связанные с изменением климата
ОАО «РЖД» уделяет особое внимание рискам, связанным с изменением климата. Компания анализирует изменения климата и учитывает их при планировании своей деятельности.
Основное следствие, которое потенциально может повлиять на работу Компании, — рост числа опасных погодных явлений, осложняющих функционирование железнодорожного транспорта, в том числе сильные дожди и снег, экстремально низкие и высокие температуры, резкий перепад температур, гололед, изморозь, а также усиление воздействия опасных гидрологических явлений при половодьях, паводках.
Компания регулярно оценивает климатические риски и разрабатывает соответствующие мероприятия по их снижению. Основными внешними техногенными и природно‑климатическими рисками для ОАО «РЖД» являются:
- аварии на объектах, связанных с обеспечением работы Компании;
- техногенные аварии на смежных видах транспорта (прежде всего в акваториях морских портов и на основных автотрассах);
- пожары, стихийные бедствия в районах деятельности Компании;
- увеличение частоты опасных гидрометеорологических природных явлений (мороз, жара, снегопад, ливень);
- увеличение частоты воздействия природных явлений на железнодорожную инфраструктуру (водоразмывы, оползни, сплывы откосов, обвалы и прочее).
Для снижения климатических рисков в комплекс мероприятий ОАО «РЖД» при эксплуатации инфраструктуры входит создание укрепительных сооружений (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород) и сооружений для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые, противолавинные, противообвальные комплексы сооружений).
В Компании утверждена Методика расчета влияния факторов внешнего воздействия на состояние и надежность инженерных сооружений, которая позволит:
- осуществлять мониторинг и прогнозировать опасные метеорологические явления по времени и месту возникновения;
- сопоставлять прогноз погоды с пороговыми значениями опасных явлений погоды с выделением их на карте и указанием причины;
- оценивать площадь водосбора в заданных точках;
- рассчитывать вероятность возникновения опасных гидрологических явлений, оценивать риски и уровень подтопления железнодорожной инфраструктуры.
Для своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации разработан и внедрен сервис «Геопортал», где отображаются гидрометеорологические и гидрологические данные на сети дорог ОАО «РЖД». Гидрометеорологическая информация поступает на «Геопортал» автоматизированно с сервера Росгидромета (осадки, температура воздуха, скорость и направление ветра за сутки, высота снега, запас воды в снежном покрове, плотность снега, ледовые явления (толщина льда, высота снега на льду)). Гидрологические данные приходят с водомерных постов Росгидромета и ОАО «РЖД».
В сервисе есть возможность определять малые искусственные сооружения, находящиеся в зоне риска подтопления от прогнозируемых осадков. Исходными данными для этого функционала служат получаемые от Росгидромета прогнозы и результаты расчетов водопропускной способности и параметров водосборных бассейнов (площадь водосбора, уклон главного лога, залесенность, заболоченность), выполняемые мостоиспытательными станциями.