Управление закупочной деятельностью
Подход к управлению
ОАО «РЖД» при закупке товаров, работ, услуг руководствуется в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, информационной открытости, что позволяет Компании обеспечивать гласность и прозрачность процессов, а также развивать добросовестную конкуренцию.
ОАО «РЖД» осуществляет закупки в соответствии:
- с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
№ 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; - иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы закупочной деятельности;
- Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД»Утверждено решением совета директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 года (протокол № 26)..
В Компании действуют положения налоговой оговорки, антикоррупционной оговорки, а также соблюдаются требования отсутствия конфликта интересов. Контрагент может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков только по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Риски в сфере закупок
К основным рискам ОАО «РЖД» в области закупочной деятельности относятся:
- закупка материально‑технических ресурсов по неоптимальным ценам;
- закупка материально‑технических ресурсов в объемах, не обеспечивающих потребность подразделений ОАО «РЖД»;
- невыполнение обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в установленном объеме;
- нарушение законодательства при организации и проведении закупок;
- нарушение законодательства при раскрытии информации о закупочной деятельности;
- ненадлежащая подготовка документов для организации и проведения конкурентных закупок.
Для управления указанными рисками выполняются следующие мероприятия:
- анализ рыночных цен и контроль за формированием начальных (максимальных) цен;
- рассмотрение/планирование закупок с учетом установленного показателя по объему закупок, осуществляемых исключительно у субъектов МСП;
- мониторинг выполнения подразделениями ОАО «РЖД» установленных показателей по объему закупок у субъектов МСП;
- мониторинг изменений законодательства и внесение изменений в соответствующие документы ОАО «РЖД» в области закупочной деятельности;
- мониторинг изменений функционала информационных систем;
- типизация документов для организации и проведения закупок;
- обучение работников;
- контроль своевременности планирования, закупки, заключения договоров;
- автоматизация процессов, совершенствование функционала информационных систем;
- обеспечение своевременной обратной связи на поступающие в ОАО «РЖД» обращения по вопросам закупочной деятельности.
Закупочная деятельность в 2023 году
В 2023 году ОАО «РЖД» внесло ряд изменений в нормативные документы, направленные на совершенствование и оптимизацию закупочной деятельности, повышение открытости и увеличения количества участников — представителей различных сегментов экономики.
В Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» внесены следующие изменения:
- скорректированы нормы, касающиеся конфликта интересов при осуществлении закупок: установлен перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок, и порядок действий в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересовНа основании Федерального закона от 11 июня 2022 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».;
- предусмотрено право заключения договора с единственным поставщиком в целях выполнения государственного оборонного заказа в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года
№ 61‑ФЗ «Об обороне», в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской ФедерацииНа основании Федерального закона от 14 июля 2022 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».; - установлен запрет на участие в закупках лиц, признанных иностранными агентами в соответствии с законодательствомНа основании Федерального закона от 5 декабря 2022 года № 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».;
- уточнены случаи неприменения закона о закупках при осуществлении закупок у лиц, признаваемых взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской ФедерацииНа основании Федерального закона от 11 июня 2022 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».;
- в целях надлежащей реализации инвестиционных проектов, в том числе инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало‑Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)», предусмотрена возможность определения в документации о закупке и (или) в договоре условий, устанавливающих право заказчика на одностороннее изменение или расторжение договора в связи с корректировкой соответствующих инвестиционных проектов, в том числе отсутствием или изменением лимитов финансирования по нимВо исполнение протокола заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 24 ноября 2022 года № 4..
Для единообразного подхода к закупкам с учетом антимонопольной практики и расширения круга потенциальных участников закупок внесены изменения в формы документации о закупке.
Подробнее о закупочной деятельности ОАО «РЖД» читайте на сайте Компании в разделе «Закупки и торги»
Результаты 2023 года
Наибольшую долю по‑прежнему составляют закупки конкурентным способом.
Общий объем закупок ОАО «РЖД» за 2023 год составил 1 881,8 млрд руб., из них:
- на конкурентной основе — 1 232,8 млрд руб., или 65,5 %;
- у единственного поставщика — 546,2 млрд руб., или 29,0 %;
- неконкурентные закупки — 102,8 млрд руб., или 5,5 %.
Объем закупок у единственного поставщика включает узкоспециализированные закупки для нужд железнодорожной отрасли (поставка, сервисное и техническое обслуживание, модернизация и ремонт подвижного состава — 326,1 млрд руб.).
Анализ структуры закупок ОАО «РЖД» показывает, что наибольшую долю в объеме закупок занимает поставка товаров — 45,7 %, значительными из которых являются материально‑технические ресурсы (24,4 %), поставка подвижного состава (10,1 %), поставка оборудования (8,7 %).
На долю работ приходится 38,2 %, при этом наибольший удельный вес занимают строительно‑монтажные работы (18,8 %) и работы по модернизации, ремонту и сервисному обслуживанию подвижного состава (12,6 %).
Доля услуг из общего объема закупок составляет 16,1 % и включает транспортные, охранные, финансовые услуги, услуги по водоснабжению, водоотведению, отоплению, газоснабжению, теплоснабжению, медицинские услуги, услуги аренды и услуги по уборке и стирке (12,1 %).
Импортозамещение
В холдинге «РЖД» продолжается системная деятельность по повышению технологической независимости для обеспечения стабильности и технологической безопасности бизнес‑процессов перевозок. Это предусмотрено Сводной программой импортозамещения холдинга «РЖД» на период до 2025 годаРаспоряжение ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 года № 3125/р..
Разработан и введен риск-ориентированный подход для своевременного прогнозирования рисков и последующего принятия управленческих решений и предупредительных мер для исключения и (или) минимизации влияния использования импортозависимой продукции в производственных процессах холдинга «РЖД» с учетом введения новых санкционных ограничений.
Для стимулирования внедрения отечественных разработок в Компании уделяется особое внимание привлечению мер государственной поддержки для финансирования научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ предприятий‑изготовителей. Холдинг «РЖД», в свою очередь, как якорный заказчик обеспечивает гарантированный объем заказа железнодорожной продукции отечественного производства и поддерживает машиностроителей через действующие долгосрочные контракты.
Строительство
Всего по строительному блоку ОАО «РЖД» доля закупок отечественной продукции, в том числе работ, услуг, оказываемых российскими компаниями, по итогам 2023 года составила 99,6 % от общего объема закупок.
В рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктурыУтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р. в 2023 году доля отечественных закупок по федеральным проектам составила:
- «Мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза, в том числе «Транссиб за семь суток» — 99,5 % (целевой показатель — 94 %);
- «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово‑Черноморского бассейна» — 99,9 % (целевой показатель — 92 %);
- «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо‑Западного бассейна» — 99,9 % (целевой показатель — 93 %).
Работы по архитектурно‑строительному проектированию, инженерным изысканиям, строительно‑монтажные работы закупаются исключительно у российских компаний.
Подвижной состав
В течение 2023 года на производство поставлены следующие серии суверенного подвижного состава с долей отечественных комплектующих более 90 %:
- локомотивы: 2(3) ТЭ28, 2(3) ЭС8;
- электропоезда: ЭП2ДМ, ЭП3Д (с № 087), ЭС104 «Финист», ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0» (исп. 09‑16);
- пассажирские вагоны локомотивной тяги моделей: 61‑4472 (исп. 08), 61‑4473 (исп. 08), 61‑4465 (исп. 08, 09).
По данному подвижному составу завершена процедура разработки и постановки на производство, получены сертификаты соответствия по требованиям ТР ТСТехнический регламент Таможенного союза..
Санкционное давление и уход с российского рынка значительного числа международных брендов, занятых в процессах ремонта специального подвижного состава, обусловливают необходимость замены импортных силовых агрегатов на отечественную продукцию:
- в 2023 году заменены импортные дизельные двигатели Caterpillar С6.6 (погрузчика KGT), Cummins N14 (машины Duomatic 09‑32) и Deutz (машины «Динамик») на двигатели российского производства;
- принята трехлетняя программа, в соответствии с которой в 2024 году планируется ремоторизация 19 ед. парка путевых машин типа Duomatic (74 ед.) и Unimat (63 ед.) с Cummins N 14 на двигатель ЯМЗ‑65802, а также установить российские двигатели на 91 погрузчике;
- совместно с Институтом космических и информационных технологий Сибирского федерального университета реализован проект «Реинжиниринг платы управления сервогаза El‑T5311.00 путевой машины Duomatic 09‑32, Unimat 08‑275‑3s», в основу которого заложен принцип улучшения технических характеристик платы за счет использования более современных схемотехнических решений при реализации выходного каскада.
Про импортозамещение в области информационных технологий читайте в разделе «Инновационное развитие и повышение эффективности».
Закупки у компаний малого и среднего бизнеса
ОАО «РЖД» пятый год подряд занимает лидирующую позицию в топ‑20 рейтинга лояльности крупнейших заказчиков к малому и среднему бизнесу.
Эффективная закупочная политика Компании, а также выполнение комплекса мероприятий позволяет ОАО «РЖД» пятый год подряд занимать лидирующую позицию в топ‑20 рейтинга лояльности крупнейших заказчиков и получить награду как лидер по объему закупок у субъектов МСП по итогам 2023 года.
Указанный рейтинг разработан Агентством стратегических инициатив совместно с АО «Корпорация «МСП», и при его составлении учтен целый комплекс параметров: общий объем закупок у субъектов МСП за год, количество номенклатурных позиций и договоров с МСП, участие заказчика в программах «выращивания» МСП‑поставщиков и многие другие факторы.
Несмотря на достигнутые результаты, ОАО «РЖД» продолжает работу, направленную на обеспечение реализации государственной политики по развитию субъектов МСП, повышение экономической эффективности проводимых закупок, а также усилит меры, принимаемые в целях роста показателей закупок у субъектов МСП.
Для «выращивания» поставщиков и развития субъектов МСП впервые на конкурентной основе среди крупнейших заказчиков ОАО «РЖД» внедрена практика заключения долгосрочных договоров с инвестиционной составляющей (офсетные договоры) с высоким уровнем конкуренции (подано от семи до 18 заявок на отборы).
По итогам проведенных отборов с субъектами МСП заключены офсетные договоры на поставку средств малой механизации (на сумму 99,5 млн руб. с учетом НДС), воды бутилированной (на сумму 145,5 млн руб. с учетом НДС), пило‑ и лесоматериалов (на сумму 401,1 млн руб. с учетом НДС).
На основе опыта проведения указанных отборов в Компании утверждена универсальная программа по развитию субъектов МСП на период до 2030 годаРаспоряжение ОАО «РЖД» от 30 августа 2023 года № 2221/р., которая позволяет всем подразделениям ОАО «РЖД» с учетом потребности в товарах/работах/услугах проводить отборы субъектов МСП с целью последующего заключения договоров с инвестиционной составляющей.
На официальном сайте ОАО «РЖД» в разделе «Закупки и торги» (подразделы «Нормативные документы», «Информация для МСП») размещены актуальные методические материалы, в том числе включающие информацию о типовых ошибках, допускаемых участниками закупок, а также рекомендации по их недопущению, примерные формы документации, презентации по темам «Как стать поставщиком ОАО «РЖД», «Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках ОАО «РЖД» и прочая информация.
По итогам 2023 года доля закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты МСП, составила 23,4 % (при годовом нормативе 20,0 %), при этом общая доля закупок у субъектов МСП — 70,7 % (при установленном годовом нормативе 25,0 %).
В Компании продолжает действовать программа партнерства ОАО «РЖД» с субъектами МСП, которая направлена на поиск и создание перечня партнеров, производящих и реализующих высокотехнологичную продукцию, осуществляющих научные, конструкторские и технологические работы. По итогам 2023 года соответствие требованиям программы партнерства подтвердили 176 субъектов МСПРаспоряжение ОАО «РЖД» от 5 февраля 2014 года № 276/р..
Принципы устойчивого развития и взаимодействие с поставщиками
Охрана труда и промышленная безопасность
Обеспечение безопасных условий труда при выполнении подрядными организациями работ на территории ОАО «РЖД» регламентируется положением «О взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда».
Требования к подрядчикам отражены в договорах на выполнение работ и контролируются филиалами ОАО «РЖД», на территории которых проводятся работы. Если подрядчик допускает нарушения, к нему применяются санкции, предусмотренные договором.
В договоры с подрядными организациями на выполнение работ на территории и объектах ОАО «РЖД» включаются:
- вопросы охраны труда, регламентирующие распределение ответственности между заказчиком и подрядными организациями, в том числе ответственность за нарушение подрядчиком правил безопасности;
- соблюдение работниками подрядных организаций требований охраны труда, установленных в ОАО «РЖД»;
- своевременное уведомление Компании подрядчиком обо всех авариях, травмах, ухудшении здоровья, болезнях работников и других опасных происшествиях, произошедших при выполнении работ.
Экологическая ответственность и оценка поставщиков
В Компании утверждена методика внутренней оценки экологической ответственности ОАО «РЖД».
Для контроля выполнения поставщиками требований в области охраны окружающей среды ОАО «РЖД» использует Методику учета и оценки экологических требований к продукции, сырью и материалам, закупаемым бизнес‑единицами Компании. Документ регулирует выполнение дополнительных требований и способствует:
- снижению нагрузки на окружающую среду;
- улучшению условий труда;
- повышению экономических показателей Компании за счет увеличения энергоэффективности и ресурсосбережения.
Горячая линия для поставщиков
С целью обеспечения прав юридических и физических лиц на доступ к информации о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых ОАО «РЖД», а также доступа к участию в проводимых им закупках в Компании работает горячая линия по вопросам организации и проведения закупок.
На горячей линии проводятся консультации по вопросам организации и проведения конкурентных закупок.
Обращения принимаются круглосуточно, срок их рассмотрения составляет один рабочий день. Вопросы и ответы публикуются на официальном сайте Компании.