Подход к управлению

Определяющий фактор снижения выбросов парниковых газов — сбалансированное развитие ОАО «РЖД» в части энергопотребления и энергосбережения.

Подход к управлению

В Экологической и Энергетической стратегиях ОАО «РЖД» на период до 2035 года заложен комплекс мер, ориентированный на устойчивое низкоуглеродное развитие и снижение выбросов парниковых газов. На этапе до 2035 года данный комплекс мер позволит Компании снизить интенсивность прямых и косвенных выбросов парниковых газов на единицу перевозочной работы. Для этого в стратегиях заложен целевой показатель снижения выбросов парниковых газов в удельном выражении.

Не менее важным направлением декарбонизации Компании является модернизация объектов стационарной теплоэнергетики. К ним можно отнести два крупных блока:

  • повышение энергетической эффективности зданий и сооружений, которые включают в себя повышение энергоэффективности объектов теплогенерации, технологических процессов и объектов инфраструктуры и повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике;
  • модернизация объектов теплоэнергетики с переводом на низкоуглеродные виды топлива.

Система управления, контроля и отчетности выбросов парниковых газов

В ОАО «РЖД» сформирована и развивается система управления выбросами парниковых газов (или углеродного регулирования деятельности). С 2017 года ОАО «РЖД» входит в перечень компаний с государственным участием, вовлеченных в реализацию мероприятий по снижению выбросов парниковых газов Одобрен поручением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № АХ‑П9‑5761. , и ежегодно публикует отчетность о реализованных мероприятиях и достигнутых результатах в рамках Отчета об устойчивом развитии.

Инвентаризация выбросов производится на уровне структурных подразделений ОАО «РЖД», также осуществляется агрегирование данных об объеме выбросов на более высоких уровнях корпоративного управления (филиалы и ОАО «РЖД» в целом).

В 2023 году в соответствии с требованиями федерального законодательства впервые была сдана государственная отчетность по выбросам парниковых газов.

Методика расчета выбросов парниковых газов

Оценка выбросов парниковых газов в ОАО «РЖД» в 2023 году осуществлялась на основании Комплексной методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов ОАО «РЖД» Распоряжение ОАО «РЖД» от 24 марта 2023 года № 726/р. , разработанной в соответствии с российскими указаниями по учету прямых выбросов 2 Утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 мая 2022 года № 371. и косвенных энергетических выбросовУтверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 330., а также методическими указаниями Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Определение выбросов производится в отношении СО2 на основании данных о потреблении топливно‑энергетических ресурсов (ТЭР). Подобный подход допускается как российскими нормативными правовыми актами, так и методическими указаниями МГЭИК.

Методика предполагает расчет двух категорий выбросов парниковых газов:

  • прямых выбросов, образуемых при стационарном сжигании топлива и сжигании топлива в транспорте при производственных процессах структурных подразделений ОАО «РЖД» (соответствует категории Scope 1 в терминологии Greenhouse Gas Protocol Протокол о парниковом газе. Стандарт корпоративного учета и отчетности / Greenhouse Gas Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard. );
  • энергетических косвенных выбросов при потреблении электрической и тепловой энергии, приобретаемой структурными подразделениями ОАО «РЖД» у сторонних энергоснабжающих организаций (соответствует категории Scope 2 в терминологии Greenhouse Gas Protocol).

В настоящее время Компания ведет работу по внедрению системы учета иных косвенных выбросов парниковых газов, связанных с приобретением строительных материалов, подвижного состава и комплектующих, а также других товаров (Scope 3 в терминологии Greenhouse Gas Protocol).

В качестве основных мер, реализуемых на постоянной основе в Компании, направленных на сокращение выбросов парниковых газов от передвижных источников, применяются:

  • электрификация действующих железнодорожных участков;
  • разработка и внедрение нового подвижного состава;
  • повышение энергоэффективности перевозочной деятельности.